пт, 19 апр.
12:24
+19 °С, ясно

Водоёмы, пастбища, лесополосы – всем требуется забота

Новость

14 марта 2017, 12:10

Как известно, нынешний год объявлен Годом экологии - имеется соответствующий указ, подписанный Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным от 5 января 2016 года. Это говорит о том, что данному непростому вопросу, имеющему множество разных проблем, следует уделять должное внимание.

Сложности, касающиеся экологического баланса, встречаются повсеместно. Наш район тоже «наделён» подобными проблемами. Чтобы выяснить некоторые из них, наш корреспондент встретился с председателем совета Апанасенковской районной общественной организацией охотников и рыболовов Василием МАРЧЕНКО.
- Как бы Вы охарактеризовали экологическую обстановку в регионе, касающуюся Вашей деятельности?
- Начну с того, что наша организация создана на добровольных началах в 2012 году, после того, как краевое общество охотников и рыболовов почему-то было ликвидировано. Что за этим последовало? На основании изменений, внесённых в законодательство, все охотничьи угодья края, в том числе и Приманычья на конкурсной основе оказались разделёнными на пять лотов. Со временем стало ясно, что это не принесло ожидаемых результатов. Прежде всего, в районе сократилось количество охотников-любителей. Если раньше их насчитывалось около 1000, то сегодня – всего несколько десятков. Соответственно меньше платится взносов, денежные средства от которых поступали на благоустройство тех или иных природных объектов. Кроме того возникли большие неудобства: люди попросту не знают, куда покупать путёвки, ведь не каждый осведомлён о раздроблённости территории. Следует отметить ещё один момент – теперь необходимо приобретать отдельно путёвки и разрешения, что тоже создаёт дополнительные хлопоты. Так, к примеру, в текущем сезоне было продано 15 путёвок на охоту на уток, около 50 – на зайцев. Повторюсь, данных средств для содержания угодий крайне не хватает.
- Экономика сельхозтоваропроизводителей Апанасенковского района сейчас сконцентрирована на зернопроизводстве. Для выращивания озимой пшеницы в хозяйствах используется вся имеющаяся пашня и не только – то тут, то там распахивается целина. Данное обстоятельство как-то отражается на численности представителей фауны?
- Конечно, это – бич для степных обитателей. Взять, допустим, перелётных птиц. За годы они привыкли останавливаться на отдых в одних и тех же местах, где для них есть корм. А теперь там – распаханные участки. Кстати, в большинстве случаев пахота проводится повсеместно без должного на то разрешения. Это уже привело к сокращению естественного ареала обитания и размножения таких видов как лисица-корсак, заяц русак, серая куропатка, краснокнижных птиц стрепета и дрофы. Хорошо, если можно найти какие-то остатки корма после жнивья. Ну, а если данное поле – паровой клин, то, естественно, для пернатых наступает голод. По этой же причине у нас уже практически не осталось лисиц. Много живности включая молодняк, гибнет во время проведения уборочной кампании, ведь гнездятся они в укромных местах. Наши сельхозпредприятия сейчас применяют очень много химических средств защиты растений, по-простому – ядов, что тоже негативно сказывается на жизнедеятельности животных и птиц. После проведения обработок от мышевидных грызунов были зафиксированы случаи гибели зайцев, куропаток, лис, уток-крякв. При таком раскладе, когда целины с каждым годом в районе становится меньше, не ровен час, «косого» в природе не уже встретишь, только на картинки будем смотреть.
- Раз уж мы заговорили об этой проблеме, то не могу не затронуть такой вопрос, как вред, который наносят охотники посевам озимых культур, устраивая на полях настоящие «котлованы» едва ли не в свой рост.
- Согласен, подобное практиковалось среди нашего брата. Поэтому приходилось часто проводить беседы, убеждать в неправильности их действий, контролировать. Хочу с уверенностью сказать, что подобные инциденты уже исчерпаны. По крайней мере, нынешней зимой жалоб от сельхозпредприятий не поступало. Заодно отмечу, что и браконьеров на территории Апанасенковья стало меньше.
- Несмотря на то, что наш район расположен в крайне засушливом регионе, на территории находятся различные водоёмы, пруды, реки Калаус и Маныч. Соблюдается ли законодательство в отношении использования водоохранных зон и береговых линий?
- В соответствии с установленными нормами, 150 метров береговой линии охраняются законом. В этой зоне должен действовать надлежащий режим, который исключает осуществление любой хозяйственной или иной деятельности. Такие меры приняты государством для того, чтобы не допустить загрязнения и засорения водных объектов, а также сохранить водную экосистему, среду обитания биологических ресурсов и других объектов растительного и животного мира. Так что ближе указанного расстояния к водоёмам категорически запрещено вести полевые работы, выпасать скот и даже заниматься покосом травы. На самом деле у нас в районе наблюдается совершенно иная картина. Взять, к примеру, то, что на острове в окрестностях Мадыка, где десятилетиями гнездились утки и кулики, а в заводи отдыхали стаи перелётных гусей, последние лет пять пасётся огромная отара овец. Хозяйственная деятельность в таких местах категорически запрещена. Мы обращались в различные инстанции, но безрезультатно. Более того, там началось строительство кошар. Куда смотрят правоохранительные органы, экологи? В итоге на острове практически не осталось тюльпанов, которые, между прочим, занесены в Красную книгу, травянистый покров на целине выбит копытами животных, отчего не гнездятся многие виды куликов и уток.
Острой экологической проблемой я бы ещё назвал то, что в плачевном состоянии находятся пастбища. Пытаясь свести к минимуму затраты на выращивание мелкого и крупного рогатого скота, его теперь круглогодично содержат на выпасах, хотя в недалёком прошлом начиная с октября повсеместно действовал стойловый период. Это позволяло растительности восстанавливаться с осени, а весной – хорошо отрасти. Неудивительно, что по степи так быстро распространяются полынь да ковыль. Я прекрасно помню, как бывший председатель колхоза «Путь к коммунизму» Н.А. Пономарёв регулярно ездил по всем имеющимся в хозяйстве овцетоварным фермам и лично держал на контроле такой вопрос, как пастбищеоборот, обсуждая с чабанами, где они будут пасти мериносов сегодня, а где – завтра. В настоящее время, кстати, взято в аренду много кошар, где селяне содержат КРС, овец. Большинство из них не задумывается о будущем, главное, получить доход сейчас. Нередко их скот можно увидеть у водоёмов, в лесных полосах – так ведь дешевле содержать. А, между прочим, в некоторых лесополосах в окрестностях Дивного имеются грибы, но из-за постоянного вытаптывания их становится всё меньше и меньше.
- Вы хотите сказать, не всё в районе гладко и с лесными полосами?
- На территории охотничьих угодий, именуемых «Типки», где я являюсь управляющим, их расположено много. Могу без колебаний сказать, что лесополосы давно брошены на произвол судьбы – за ними практически никто не ухаживает. Зато чабаны и гуртоправы без конца вырубают здесь деревья, ведь им зимой необходимо чем-то отапливать жилые дома. Вторая проблема – данные насаждения весьма «удобны» для образования свалок бытовых отходов.
- Таков менталитет русского человека…
- Да, к культуре мы не особо приучены. Хотя проехать по асфальтированной дороге на организованную свалку гораздо удобнее, чем по колдобинам добираться в «лесок» за Дивным. Знаете, когда в нашем обществе имелось больше денежных средств, мы каждый четверг организовывали ударники по очистке прибрежной зоны Лысого Лимана. Удавалось проезжать лишь 40-50% пути вдоль этого озера и кузов «КамАЗа» оказывался заполненным мусором. Вот так наш народ привык отдыхать!
- Василий Андреевич, как Вы прокомментируете то, что в сельхозпредприятиях после проведения уборки выжигаются пожнивные остатки?
- Я - не эколог, поэтому не берусь рассуждать на эту тему. Насколько знаю, даже у учёных нет единого мнения по этому вопросу. Могу лишь сказать, что любой пожар является бедствием. В данном случае в пашне уничтожаются все микроорганизмы. Но если в хозяйствах начнут ещё больше использовать «химии» в борьбе с вредителями и болезнями, то птицам и животным точно не поздоровится от таких действий.
- Не хотелось бы заканчивать наш разговор на грустной ноте, ведь что-то есть в районе и хорошее?
- Силами нашего общества проводятся биотехнические мероприятия, направленные на улучшение экологической обстановки в охотхозяйстве и увеличение численности братьев наших меньших. Регулярно обустраиваются солонцы для животных, галечники для птиц, искусственные гнездья, организуется подкормка в зимние месяцы. Кроме того осуществляется постоянная охрана угодий и борьба с браконьерством. С целью популяризации не оружейных видов охоты проводятся выставки и состязания собак пород борзых не только краевого, но и российского уровня. Таким образом, человек испытывает не меньшее наслаждение, чем во время охоты, однако животные при этом остаются живы и здоровы.
Окрестности Приманычья с каскадом водоёмов – удивительные места для отдыха людей, рай – для животных, пролётных и зимующих птиц. Благодаря им, наш район знают далеко за пределами Ставропольского края – в центральной России, Подмосковье, Санкт-Петербурге. К нам едут на охоту и посидеть с удочкой на берегу у тихой водной глади из многих южных регионов. Разве можно подобную красоту уничтожить? Ответ однозначный – нет. Значит, каждый гражданин должен осознать, как следует поступать с природой, чтобы имелась возможность оставить её своим потомкам. 
Интервью вела Галина ЗОЛОТАРЕВА.