пт, 29 март
00:10
+5 °С, ясно

Дорогие сердцу воспоминания

Статья

9 апреля 2015, 16:43

Жительница Апанасенковского района рассказала о жизни своей бабушки в годы фашистской оккупации.

В редакцию газеты «Приманычские степи» поступило письмо читательницы Галины Селезнёвой, рассказавшей о судьбе своей бабушки, заставшей войну в 10-летнем возрасте, и в последствие ставшей одной из «детей войны». В своём письме жительница села Дивное повествует о том, через какие тяготы и невзгоды пришлось пройти её бабушке в годы фашистской оккупации.
«Мне хочется рассказать о своей бабушке - Галине Степановне Селезнёвой. Мы с ней частенько, усевшись за чашечкой чая, секретничаем. Мне всегда интересны воспоминания о её военном детстве…
Оказывается, моя бабушка родилась в селе Приютном, в далёком 1931 году. Очень удивилась, когда узнала, что она в пятилетнем возрасте была зачислена в первый класс! А всё потому, что росла очень способной девочкой, да ещё и крепко подружилась с внучкой учительницы. Часто бабушка Галя вспоминает, как на Новый год, за выразительно прочитанное у праздничной ёлки стихотворение «Узник» ей выдали «премию» - маленькую красивую куколку и книжку с картинками.
Спустя годы многодетная семья моей дорогой родственницы переехала в село Дивное и поселилась в районе железнодорожной станции. Когда началась война, бабуля была несмелой, очень доброй и смешной девочкой. Вот, что она рассказала о том времени:
- Однажды мы увидели много людей с вещами и тачками. Это были эвакуированные. Так мы узнали о начале войны. Всех мужчин проводили на фронт. Немцы ещё не появились в этих краях. Что творилось! Вокзал горел, полыхала водокачка. Помню как мы, напуганные, побежали гурьбой и спрятались в ближайшем окопе. Один солдат подошёл к нам и тихонько прошептал, что горит склад с шерстью. Потом все побежали к мельнице, где встретили повозку с двумя бойцами. Мама оставалась с младшими ребятишками, а моего братика отправила узнать, как там отец. А солдаты дали понять, что на место бомбёжки идти ещё опасно. И тогда вместе с ними мы направились в сторону села Вознесеновского. Там поселились у родственницы. Вскоре узнали горестную новость: на наш дом в Дивном наехал танк. К счастью, оказалось, что это было ложное известие. Как же мы тогда обрадовались! В конце-концов, мы вернулись обратно. А спустя несколько дней в нашем доме поселились немцы. Я хорошо запомнила, как они заставляли маму стирать их бельё. Но были суровые морозы, и она отказалась. А
переводчик сказал, что за непослушание можно поплатиться жизнью. Куда уж тут денешься? Когда немецкие солдаты покидали село, они насильно стащили с моего папы валенки… В то время я сама почувствовала, как быстро повзрослела и поняла: какая же она страшная - война. Всё кругом горело, гремело, дымилось. Это шли бои на озере Маныч. Помню, как не могли уснуть от ночного грохота артиллерийской канонады. Всё село волновалось: вернутся ли наши? И они вернулись!
Немного помолчав, бабушка вспомнила еще одну историю:
- Спустя несколько дней после ухода немцев, мама вышла закрыть ставни. Вдруг заметила на улице двух солдат. Сначала испугалась, спряталась в сеннике. Солдаты подошли к калитке и стали звать хозяев. Мама, услышав русские голоса, вышла к ним. Военные попросились переночевать, на что мама сразу же согласилась, добавив: «А где–то и мой сыночек Митенька воюет». Вдруг один из солдат как закричит: «Мамочка, что же ты меня не признала?!» Что тут было: слёзы, объятия, поцелуи. Но радость была недолгой. На следующий день мать проводила ребят снова на фронт - война же ещё не закончилась…
Завершив рассказ, бабулечка, склонив голову, задумалась. И слёзы появились в её глазах. Я обняла её, крепко прижала к себе, и так мы молча сидели за столом. И в эту минуту я почувствовала, как горестные картинки опалённого детства предстали перед моими глазами… И подумала: «Как хорошо, что война закончилась победой. И моё детство – мирное детство!» Очень хочется, чтобы это никогда не повторилось!»