чт, 18 апр.
11:49
+23 °С, ясно

Федеральная трасса: жизнь или смерть?

Статья

12 июля 2015, 03:02

Селу Дивному давно нужна объездная дорога. Если внимательно посмотреть на карту Ставропольского края, то можно увидеть, что не только большие города, но даже самые маленькие населённые пункты имеют объездные дороги. Что это значит? А то, что беспрестанно движущийся поток транзитного транспорта никак не нарушает привычного спокойного и размеренного ритма жизни населения.

Сколько себя помню, в селе Дивном, расположенном на 385 километре федеральной автодороги, всего в 15 километрах от северной границы с республикой Калмыкией, такой дороги никогда не было. Лет сорок назад проезжающие через село в сторону Элисты, Волгограда, Астрахани, Ростовской области машины, двигались по улице Советской. По ней же въезжали и в наш Ставропольский край. В те далёкие годы эта улица была асфальтирована, что являлось большой редкостью. Когда же рытвины и ухабы проходившей параллельно ей улицы Кашубы заменило ровное покрытие, поток «чужого» транспорта пошёл здесь.
Сегодня эта автодорога Р216 (А154) имеет громкое название – федеральная трасса «Астрахань – Элиста - Ставрополь» и тянется по районному центру 8 километров 660 метров. Она проходит практически по всей улице Кашубы, захватывает добрую половину улицы Чехова, затем поворачивает на Вокзальную, Шоссейную, плавно переходящую в Баштового и завершается на улице Беляева. Правда, немало?
Из пяти тысяч домов, расположенных в селе Дивном, более 350 частных домовладений и свыше трёх десятков объектов торговли, организаций и учреждений расположены вдоль этой «дороги жизни или смерти». Если по улице Кашубы расстояние от трассы до жилых домов составляет примерно 8-10 метров, то по Чехова не превышает 3-6. По Вокзальной вдоль трассы расположено несколько кафе, магазинов, агротехнический техникум, авто- и железнодорожный вокзалы, СТО. При таком скоплении придорожной инфраструктуры здесь и без транзитников существует немалый риск для жизни и здоровья людей.
Ежегодно на этой дороге сотрудники ГИБДД регистрируют дорожно-транспортные происшествия, в том числе и с участием транзитников. В 2013 году в пяти учётных дорожно-транспортных происшествиях погибли два и получили ранения десять человек. До сих пор на 406 километре, неподалеку от автозаправочной станции «Подсолнух», стоит корзина с цветами, как напоминание о случившейся на этом месте трагедии. А в 2014 году здесь зафиксированы три аварии. И тоже два человека погибли, пятеро – ранены. Это статистика, так сказать, с жертвами. А сколько на федеральной трассе происходит столкновений и опрокидываний транспортных средств с материальным ущербом? В 2013 году – 26, в 2014 – 16. Причины – самые разные, но в основном – превышение скорости. А ещё – отсутствие должного освещения в тёмное время суток, особенно на тех участках, где имеются пешеходные переходы.
По данным Госавтоинспекции поток машин за сутки здесь составляет 1839 транспортных единиц, за трое суток – более 5300. Один
единственный светофор, находящийся на этой трассе, периодически приходит в негодность и тогда водителям, давно не помнящим, кому в первую очередь предоставляется преимущество в движении на перекрёстке, приходится очень туго. Довольно часто приходилось наблюдать как в таких ситуациях они, остановив визави автомобили, усиленно жестикулируют друг другу, поясняя, таким образом, кто из них должен ехать первым. А в марте 2015 года светофор не работал две недели, потому что был сбит вместе со стойкой «уставшим водилой» транзитником, не вписавшимся на своём крупногабаритном транспорте в крутой поворот. Повреждённым оказалось и лёгкое металлическое ограждение. Самое страшное, что буквально в трёх метрах от этого сбитого светофора стоит жилой дом, в котором проживает семья с маленькими детьми. Хорошо, что в этот раз всё обошлось!
Большую опасность для пешеходов представляет перекрёсток на пересечении улиц Чехова и Клочко. Тротуар здесь проложен только по одной стороне улицы Клочко и не выходит к федеральной трассе, а поворачивает с обеих сторон на Чехова. Поэтому нет возможности обозначить хотя бы один(!) пешеходный переход, и люди, в том числе и школьники, как могут, так и перебегают здесь, лавируя между потоком своих и чужих автомобилей, движущихся, разумеется, в четырёх направлениях.
Всё вышеперечисленное касается очевидной опасности дивенцев, а теперь – о другой беде. Как подсчитать то количество тяжёлых металлов и ядовитых веществ, которые ежедневно на протяжении десятков лет попадают в воздух вместе с выхлопными газами, оседая на обочине, траве, деревьях, домах? В частных дворах невозможно вывесить выстиранное бельё, через некоторое время на нём появляется жёлто-серый налёт. В садах слабо плодоносят и гибнут фруктовые деревья. За двадцать лет я не видела ни одной ягоды на кустах смородины, растущих в трёх метрах от «федералки» вдоль забора возле одного из подворий. Люди перестали сажать огороды, потому что в них практически ничего не растёт, а если и вырастает – употреблять в пищу это небезопасно. Известно ведь, что на расстоянии 100-150 метров вдоль автотрассы буквально всё заражено вредными выхлопами от проезжающих машин, особенно большегрузных «КамАЗов». Их число возрастает в разы в период уборки урожая зерновых, когда обозами с прицепами они движутся в сторону ОАО «Дивенский элеватор», расположенного немного в стороне от автотрассы. Жаль, что нет возможности выяснить, сколько людей, проживающих десятки лет недалеко от федеральной дороги, имеют сопутствующие заболевания, в том числе и онкологические. Хотя о высоком показателе последних среди дивенцев известно даже в краевой больнице. Кроме того, гарью, летящей от большегрузных машин, дышат пешеходы, дети, животные, птицы. А эти машины движутся через село и днём, и ночью. И получается, что людям покоя нет от постоянного гула моторов, от вредоносных газов, от опасности, которую они несут, и внутреннего напряжения, которое сельчане круглосуточно испытывают. Говорят, что человек со временем ко всему привыкает. Вот и жители Дивного, похоже, тоже смирились с таким безвыходным положением.
О назревшей проблеме и необходимости строительства объездной дороги говорится давно и на разных уровнях, но воз, как говорится, и ныне там.
Правительством Ставропольского края 29 декабря 2012 г. № 574-п принято постановление «Об утверждении государственной программы Ставропольского края «Развитие транспортной системы и обеспечение безопасности дорожного движения». Утверждена и программа (в ред. постановления Правительства Ставропольского края от 23.12.2013 г. № 493-п).
Имеется паспорт, где сказано, что по автомобильным дорогам общего пользования, построенным много лет назад и рассчитанным на проезд автомобильных средств с нагрузкой не более 6 тонн на ось, движутся автопоезда с нагрузкой свыше 12 тонн на ось, то есть превышение нормы более чем в два раза. И что - это дороги с низкой пропускной способностью и грузоподъемностью, в том числе и местного значения.
Одной из целей является обеспечение экологической безопасности и безопасности транспортных процессов, снижение количества и тяжести происшествий на транспорте.
Реализация Программы предусмотрена на 2014-2016 годы. В течение данного периода планируется проведение ряда мероприятий по совершенствованию сети региональных автомобильных дорог и местных автомобильных дорог. В том числе и предоставление субсидий местным бюджетам на софинансирование проектирования и строительства (реконструкции) местных автомобильных дорог с твёрдым покрытием с привлечением средств федерального бюджета в рамках реализации мероприятий Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)», утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2001 г. № 848.
В Приложении № 4 вышеупомянутой краевой Программы, размещена подпрограмма «Развитие транспортной системы», где одними из задач являются перераспределение на территории Ставропольского края транспортных потоков с целью повышения пропускной способности существующей сети автомобильных дорог общего пользования, а также вывод транзитных транспортных потоков на наиболее загруженных в Ставропольском крае автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения и автомобильных дорогах общего пользования местного значения за пределы границ населённых пунктов Ставропольского края.
Данная подпрограмма разработана с целью развития в крае сети региональных и местных автомобильных дорог. Транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2030 года, утверждённой распоряжением Правительства РФ от 22 ноября 2008 г. № 1734-р, прогнозируется рост объёмов перевозок грузов и пассажиров именно автомобильным транспортом. По расчётам к 2025 году они возрастут на 70-80% по сравнению с 2010 годом. Всё это неминуемо приведёт к увеличению количества автомобильного транспорта и росту интенсивности его движения на региональных и местных автомобильных дорогах. А существующая сеть автомобильных дорог общего пользования Ставропольского края практически исчерпала свою пропускную способность. В краевом бюджете предусматриваются субсидии, выделяемые местным бюджетам на
строительство и реконструкцию местных автомобильных дорог и на проектирование и строительство (реконструкцию) местных автомобильных дорог с твёрдым покрытием. Муниципальные образования Ставропольского края могут участвовать в реализации Подпрограммы на основании соглашений, заключаемых с краевым министерством, которое предоставляет субсидии местным бюджетам за счёт средств дорожного фонда СК. Главным условием предоставления субсидии является наличие в местном бюджете средств для обеспечения софинансирования расходов на объект строительства. Ежегодно до 1 сентября в министерство местный муниципалитет может подать заявку, обоснование необходимости строительства дороги и другие документы.
Критериями же оценки объекта строительства для предоставления субсидии являются социальная значимость объекта для муниципального образования, наличие (отсутствие) аналогичных объектов строительства на территории МО края, аварийное состояние объекта строительства, дальнейшая эксплуатация которого связана с повышенным риском для жизни людей и др.
В этой программе разработано ресурсное обеспечение, указаны выделяемые средства, включительно до 2016 года.
Понятно, что сегодня денег не хватает. Но ведь завтра всё может оказаться по-другому, а дивенцы снова окажутся при своих интересах.
Татьяна ТОМАШЕВА.
Фото автора.
Александр ПЕТРОВСКИЙ, заместитель главы администрации Апанасенковского муниципального района СК:
- Проблема, связанная с наличием федеральной трассы, пролегающей через райцентр, не нова. Много лет назад я тоже жил в доме, расположенном возле неё и лично знаю, насколько велик вред, который каждый день из года в год ощущают жители прилегающих домовладений. Сегодня снова заговорили о необходимости строительства объездной дороги. Но поскольку экономическая ситуация в стране пока остаётся сложной, в районе предпринимаются меры в части безопасности. Решается вопрос освещения ряда улиц, обустройства прилегающей территории. Ведь помимо частных домовладений вдоль дороги размещены объекты бизнеса, придорожной инфраструктуры. Это то, что люди строили, создавали своими руками, чем сегодня зарабатывают себе на жизнь. Естественно, вид деятельности многих из них рассчитан на транзитников. С переносом дороги нет уверенности в том, что всё останется на прежнем уровне. На мой взгляд, здесь необходимо соблюсти баланс интересов. Но, скажу я вам, если граждане, живущие рядом с федеральной трассой, потребуют от местного муниципалитета её переноса, и будет принят соответствующий документ, что ж, значит, тогда начнётся решение этого вопроса.
Анатолий КОВАЛЕНКО, глава муниципального образования села Дивного:
- Не надо делать так, чтобы село умерло. Слишком много людей зависит от этой дороги. Посмотрите, что стало с Иноземцево на Кавминводах? Был цветущий посёлок, а теперь - нет. Теоретически
и надо бы перенести федеральную дорогу, ведь большегрузным транзитным машинам трудно преодолевать узкую полосу в населённом пункте, где каждую минуту подстерегают опасности, а практически, если транспортный поток пойдёт мимо райцентра сервис и бизнес постепенно умрут. Сейчас вдоль трассы много объектов частного бизнеса: магазины, кафе, автозаправки, гостиницы, СТО и др. Вопрос строительства объездной дороги поднимался неоднократно. Конечно, здесь существуют свои плюсы и минусы, но в нынешней экономической ситуации новая дорога будет высоко затратным строительным объектом. Сегодня низко октановых марок бензина нет, многие машины заправляются газом, считающимся экологически чистым видом топлива. Для тех, кто живёт над трассой, существуют некоторые неудобства, но люди продолжают жить. А если для кого-то это большая проблема, то её можно обсудить на конференции муниципального образования села Дивного.
Александр ВЕРШОК, пенсионер, проживающий по улице Чехова:
- Дорога, создающая повышенный шум, загазованность воздуха, усиливающая риск дорожно-транспортных происшествий в черте населённого пункта нам не нужна!
Она тянется практически через всё село Дивное и это – ужасно! Ведь её вынуждены переходить не только взрослые, но и дети. А стационарные пешеходные переходы можно сосчитать по пальцам. Следовательно, дивенцы ежеминутно рискуют своей жизнью, пересекая эту автотрассу.
Если говорить конкретнее, то растущий во дворе виноградник практически не плодоносит, а чтобы высушить постиранное бельё, жена вывешивает его либо поздно ночью, либо ранним утром, когда движение транспорта невелико. А что творится, когда летом к элеватору тянутся десятки грузовых автомобилей с зерном?! Недалеко от нашего дома асфальт постоянно проседает. Сколько раз в этом месте дорожники латали его, но постепенно там снова и снова появляется вмятина.
Ещё лет десять назад речь шла о строительстве объездной трассы. Может быть, когда-нибудь её построят и нашим детям повезёт?
Людмила ДЕКАНСКАЯ, предприниматель:
- Если федеральную дорогу перенесут за пределы села Дивного – материально пострадаем не только мы, имея два продуктовых магазина «Южный», расположенных рядом с трассой. Пострадают все, кто занимается торговлей. В том числе и дачники, реализующие выращенную на участках продукцию. Ведь всё, что находится сегодня вдоль дороги, рассчитано на транзитников. Вспомните, когда дорога из Ставрополя шла через село Константиновское Петровского района, оно ведь тогда процветало. Стоило только перенести дорогу в сторону, как село в скорости превратилось в обычный населённый пункт. Впрочем, как и наш железнодорожный вокзал, где резко сократилось количество прибывающих и проезжающих составов. Поэтому где есть дорога, там есть и жизнь.
Ирина БУРНУСУС, заместитель главного врача ГБУЗ «Апанасенковская районная больница им. Н.И. Пальчикова», проживающая недалеко от перекрёстка улиц Чехова и Кашубы:
- На протяжении многих лет моя семья страдает от непрекращающегося шума, гула, угарных газов, которые оседают буквально на всём, что есть во дворе и огороде. На перекрёстке со светофором угол поворота с улицы Кашубы на Клочко составляет 90 градусов, и огромным машинам, автобусам приходится выезжать на встречную полосу. И тогда водители легковушек, ожидающие зелёного сигнала светофора, начинают максимально съезжать на обочину дороги, боясь столкновения. Но самое неприятное это то, что при движении большегрузных автовозов в нашем новом добротном доме с крепким фундаментом всё начинает буквально вибрировать, как при лёгком землетрясении. Как врач скажу – это очень плохо влияет на кровеносные сосуды, особенно для гипертоников, людей с хроническими заболеваниями внутренних органов. Велик риск онкологических болезней.
Даже вокруг маленького села Манычского сумели проложить объездную дорогу, а в нашем большом райцентре этим никто не озабочен.
Валентина АНДРЮЩЕНКО, пенсионерка, много лет проживавшая по улице Кашубы рядом со светофором:
- Все годы нам приходилось глотать пыль, гарь и копоть, летящие от проезжающих машин. Страшно было отпускать играть на улицу детей без присмотра. Постиранное бельё невозможно оставить днём на верёвках. В огороде растения покрывались липким слоем от выхлопных газов, саженцы деревьев росли лет семь-восемь, а потом гибли. От посадки ягодных кустов я вообще отказалась, а вот клубника была, но и она давала совсем небольшой урожай.
Сам перекрёсток – очень опасное место. Часто приходилось наблюдать, как сталкиваются автомобили, ведь здесь довольно узкий проезд и резкий поворот. Особенно трудно через него проезжать междугородным автобусам и большегрузным «КамАЗам». К тому же, во время уборки урожая из кузовов на землю сыплется зерно, а это приличные потери. Недавно были установлены металлические ограждения, так их постоянно сбивают, как впрочем, и сами светофоры. Несколько лет назад возле дороги появились торговые павильоны, так вот продавцы, а это в основном, пенсионеры, по несколько часов в день вынуждены дышать отравленным воздухом. Не нужна нам эта перегруженная чужим транспортом дорога, потому что вредна и опасна для здоровья.
В конце марта 2015 года на перекрёстке улиц Кашубы и Чехова водителем транзитного большегрузного автомобиля были сбиты светофор и часть ограждения. На снимке, сделанном 31 марта, хорошо видны только недавно восстановленные столбы, а справа за пешеходной дорожкой – частный дом, где проживают маленькие дети.
Почерневшие плоды груши так и провисели всю зиму на дереве, растущем над трассой. Вряд ли эти фрукты кто-то решится есть.
По материалам газеты "Приманычские степи"