пт, 19 апр.
00:30
+18 °С, ясно

По следам памяти

Статья

5 апреля 2015, 04:45

Приближается самый главный праздник – День Победы. Семьдесят лет… Немалый срок! И мы не можем, не смеем забывать о героическом, самоотверженном подвиге наших дедов и прадедов. Память о нём увековечена в книгах и стихах, материалах из газет, журналов. Но особую ценность имеют воспоминания очевидцев - ветеранов, тружеников тыла, детей войны. Моё родное село также не обошла стороной война. Узнать об этом мне помогли старые газетные публикации.

..Летом 1942 года началась оккупация Дивного. Фашисты забирали у мирных жителей всё: продукты питания, скот и даже дома, так что их хозяевам приходилось жить в сараях. На всё село был один громкоговоритель. Люди приходили к нему, чтобы узнать сводки с фронта. Но немцы перерезали провода, оставив жителей без новостей. Есть было нечего. Голодные дети шли в поле с большими сумками через плечо и собирали драгоценные колоски, остатки свёклы, картошки и кукурузы. Когда дома пекли лепёшки, добавляли в тесто траву. Её перемалывали в жердянке.
Вся работа легла на плечи женщин, стариков и детей. Они научились водить машины, чинить технику, восстанавливать разрушенные дома.
Наступил 1943 год. Крепчали морозы. На озере Маныч шли ожесточенные бои, и 17 января фашисты были выдавлены из села. Мальчишки освистывали противников, не боясь, что могут за это жестоко поплатиться. Но до главной Победы было ещё далеко…
Война коснулась и моей семьи. Прабабушка - Вера Дмитриевна Остривная - была тогда совсем маленькой девочкой. Её семья проживала на хуторе Носачёв, что вблизи города Светлограда. Прабабушка часто рассказывает мне о своём трудном военном детстве.
Однажды ранним летним утром она вышла из дома, услышав громкое жужжание. Вера увидела, как «ревел» низко пролетающий самолет - как чёрный ворон, с вражеской свастикой по бокам. С трудом могу представить, какой страх и ужас пережила она. А ещё прабабушка помнит такой случай. Зимой над хутором кружил самолёт. Потом приземлился на огромном пустыре напротив школы. Им управлял русский лётчик Вася. В
самолёте закончилось топливо или что-то сломалось, и пилоту пришлось некоторое время жить в доме моей прабабушки Веры.
…В то время нужно было помогать фронту. Дети и женщины вязали варежки из шерсти, перебирали хлопок. А потом собирали и отправляли посылки. Моя прапрапрабабушка Прасковья пекла хлеб и сдавала его. Иногда она запекала остатки теста в печке, на капустных листьях. Прабабушка Вера всегда говорит: «Я хлеб никогда не выбрасываю, потому что испытала на себе страшный голод войны».
Однажды во время оккупации в их дом пришли немцы. Все ценности семья успела спрятать. Незваные гости стали расспрашивать младшего брата моей прабабушки – двухлетнего Колю, который ел крошёнку – кашу из хлеба, мочёного в молоке. На вопрос: «Где твой отец?» малыш пролепетал, как его учили: «Немцев бьёт!». Фрицы ушли очень сердитыми. Продукты они забрали, зато, к счастью, домашние остались целы.
Были на хуторе и дезертиры. Люди стали замечать, что ночью на их огородах кто-то копает картошку. Женщины выследили вора, поймали и хорошенько поколотили. Не могли они смириться с тем, что мужья погибают на фронте, а этот грабит своих же, да ещё работает на немцев.
Мой прапрадедушка Дмитрий – отец прабабушки Веры - служил в контрразведке и поэтому мало рассказывал о войне. Я узнала, что родился он в далёком 1908 году. В годы Великой Отечественной воевал под Сталинградом и дошёл до Берлина. Домой вернулся с ранением. Однажды он попал в окружение, и от него долго не было вестей. Родственники и к гадалке ходили, и молились. И вот, весной пришла долгожданная весточка. Как все обрадовались! У прапрадедушки было много медалей: «За отвагу», «За взятие Берлина», «За освобождение Сталинграда». Люди его очень уважали. Прапрадедушка Дмитрий умер в 1995 году, на 87-м году жизни.
А ещё моя прабабушка Вера рассказывала о моём прапрадедушке Андрее – отце её мужа. Родился он в 1907 году в селе Вознесеновском. Прошёл всю войну и дошёл до Берлина, служил в санитарной роте. Однажды под станицей Суворовской его подразделение попало в засаду из-за предателя. Были убиты почти все. Только прапрадедушка Андрей с товарищем притворились мёртвыми. Лёжа в снегу, на морозе, не шелохнувшись, они про себя читали молитвы о спасении. А немцы ходили между погибшими бойцами и добивали раненых.
Домой прадедушка Андрей вернулся живым, с наградами. После войны у него остались многочисленные шрамы. Умер в 76 лет, в 1983 году.
Прадедушка Ваня - муж прабабушки Веры - почти не воевал. В то время он учился в Сибири на танкиста. Прапрабабушка Ганя вспоминала, как их гнали рыть окопы возле Грачёвки. Она часто болела, потому что ноги приходилось заматывать в тряпки, которые быстро намокали, и становилось ещё холоднее. Умерла она 1 февраля 1999 года, прожив долгую жизнь.
Недавно мы всей семьёй побывали на родине моей прабабушки, где в центре установлен обелиск в честь жителей хутора, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны. Там есть памятная доска, где высечена и наша фамилия - Качура.
Горжусь, что среди освободителей Родины от фашизма есть немало моих родных и близких. Память о них всегда будет жить в наших сердцах и поступках.
Материал Маргариты Качуры, юнкора ЦДТ, предоставлен газетой «Приманычские степи».