чт, 28 март
17:10
+14 °С, ясно

Представительница Апанасенковского района побывала на съезде фермеров в Москве

Статья

29 мая 2015, 15:43

Российскому фермерскому движению свыше 20 лет. У фермеров появились свои традиции. Одна из них – регулярно проводить съезд. В нынешнем сезоне он состоялся в Москве. Крестьяне собрались вместе, чтобы обсудить накопившиеся проблемы, решить задачи продовольственной безопасности и устойчивого развития сельских территорий. На столь значимом мероприятии впервые побывала представительница Апанасенковского района - заместитель главы КФХ М.К. Кандаева.

В рамках съезда, работавшего в течение двух дней, были рассмотрены стратегические вопросы российского крестьянства. К примеру, наращивание производства сельхозпродукции, импортозамещение, решение социальных проблем села. По статистике, фермерский земельный клин уже достиг 19 миллионов гектаров, хлебный каравай превысил четверть и в жатву-2014 составил 25,4%. Но особенно высокие темпы развития наблюдаются в животноводстве, отметил президент АККОР В.Н. Плотников. За последние пять лет в два раза увеличена численность коров. А коз и овец и вовсе содержится вдвое больше, чем в коллективных сельхозорганизациях. В целом все малые формы хозяйствования, куда входят и ЛПХ, производят свыше 62% всего российского продовольствия. И эта цифра несопоставима с тем, что получает данный сектор в качестве государственной помощи в сравнении с крупными предприятиями АПК, подчеркнул Владимир Николаевич.
- Заслушав доклад президента ассоциации, мы, фермеры, в очередной раз отметили для себя суть нынешней российской аграрной политики, - делится своими мыслями Муминат Курбановна. - Реальность такова - отдаётся приоритет большому бизнесу – агрохолдингам, соответственно им направляется значительная часть финансовых средств, заведомо зная, что крупные инвесторы не смогут прийти в каждую деревню. Ещё ошибочность такого подхода, на мой взгляд, доказывает ситуация, сложившаяся в молочном животноводстве - данная отрасль интересует меня прежде всего. За последние пять лет, согласно отчётам министерства сельского хозяйства РФ, государство вложило в неё 100 миллиардов рублей. Из этой суммы свыше 90% перечислено в сектор крупного производства. Невзирая ни на какие издержки строятся «золотые» фермы, где стоимость одного места для коровы доходит до одного миллиона рублей. Скажите, когда они окупятся? Кроме того усиливается тотальная технологическая зависимость от зарубежных стран, потому как используется импортное оборудование, техника и запчасти к ним. А ведь правительство вроде бы взяло курс на уход от заграничного. Что касается дотаций, то за каждый литр молока первого сорта, реализованный переработчикам, мне сейчас выплачивается 48 копеек. Какая хорошая поддержка!
На съезде активно обсуждалась Государственная программа развития сельского хозяйства. Жаль, что в этом документе не нашли отражения принципиальные вопросы, затрагивающие интересы малых форм предпринимательства на селе. Так, в текущем году на их поддержку не предусмотрены дополнительные денежные средства, всё более недоступными становятся кредитные ресурсы, принимаемые правовые акты не всегда учитывают особенности фермерского хозяйствования, увеличивается административное давление.
- Последний пункт лично для меня особенно актуален, - продолжает рассказ М.К. Кандаева. – С тех пор, как мы запустили в действие молочную ферму, кто только не побывал у нас с контролем – на одного работающего десятки проверяющих! Каких только разрешений, справок, актов и прочих документов они не требовали. Я не успеваю оббивать пороги кабинетов чиновников, чтобы оформить ту или иную бумагу. Сплошная бюрократия! Времени на производство у меня попросту не остаётся. Хотя в планах у нас – увеличение поголовья коров, значит, потребуются дополнительные расходы, в первую очередь - на корма. А раз будем больше производить молока, необходимо искать новые рынки сбыта. Надеемся, что осуществятся все задумки с переработкой продукции. Вот чем мне следует заниматься в первую очередь, а не ходить по госинстанциям, добывая очередную справку.
Притчей во языцех стал земельный вопрос. Здесь царит какой-то хаос, причём, длящийся слишком долго. Для большинства крестьян земля недоступна. Получить надел, оформить его в собственность, расширить участок – подобные действия сопряжены с колоссальными трудностями, значительными затратами денег и времени. Ещё фермеру крайне сложно на принадлежащей ему земле сельхозназначения возвести для собственных нужд дом или хозяйственные постройки. И это несмотря на то, что на данный счёт имеется соответствующее поручение президента Российской Федерации. Новая неприятность – налог на имущество. Его уже ввели почти в 30 регионах страны, на очереди – остальные. Теперь каждый сарай намерены сделать источником взимания денег. Фермеры сравнивают принятый закон с нашумевшим в своё время хрущёвским «налогом на яблоню». Многие ещё помнят, чем это закончилось. Так зачем дважды наступать на одни и те же грабли?
После того, как наша страна стала членом ВТО, все формы помощи для земледельцев были заменены на одну - несвязанную поддержку в области растениеводства. Однако что из этого вышло? Регионы устанавливают порядок выплаты денежных средств. Главам КФХ весьма сложно их получить, потому что на местах с каждым годом требуется всё больше и больше документов, зачастую - абсурдных.
- Возможно, многие перекосы, присутствующие в агропромышленном комплексе, были бы не так остро ощутимы, если бы ни диспаритет цен между сельской и промышленной продукцией. На сегодняшний день это самая насущная для нас проблема. Нередко можно услышать в свой адрес несправедливые обвинения по поводу удорожания продовольствия. Взять
хотя бы гречку. Производители продавали её не более восьми рублей за кило. После сбора урожая на прилавках магазинов она была 25-30 рублей, сейчас – уже 65-80 и дороже. Стоимость риса сегодня – не меньше. Собственно говоря, ситуация типична для всех продуктов. Зато закупочная цена на молоко держится на уровне 15 рублей уже в течение двух лет. А сколько раз за этот промежуток времени поднимали цену переработчики и продавцы? С тревогой жду июля 2015 года, когда возрастут тарифы на электроэнергию, хотя они и так для нас кабальные. Вообще, получается парадокс: промышленность предлагает свои товары и услуги по установленным ценам, а сельхозтоваропроизводители этого делать не могут – нам назначают закупочные цены те же промышленники. Где логика, здравый смысл и справедливость? Крестьян попросту со всех сторон загоняют в тупик, выхода из которого сегодня не имеется, хотя в государственных планах развития сельских территорий опора возлагается именно на фермеров. На Ставрополье были запущены в действие две программы – «Поддержка начинающих фермеров» и «Развитие семейных животноводческих ферм на базе КФХ». Это хорошие проекты, многие отважились заняться данной сложной отраслью. И уже получены первые положительные результаты. Только государство, выдав грант, не должно бросать фермеров на произвол судьбы, надо помочь «стать на ноги». Тогда и отдача окажется эффективней. Чтобы заинтересовать молодёжь, труд аграриев должен быть привлекательным - приносить доход. Но стабильности нет, и в ближайшее время при таком раскладе дел не предвидится. Не удивлюсь, если мой 15-летний сын через годы, оценив здраво все проблемы сельскохозяйственной отрасли, не захочет работать на семейной молочной ферме. Нести тяжёлый чемодан без ручки – не каждому по силам, - рассуждает Муминат Курбановна.
На съезде АККОР затрагивались и другие важные вопросы. В прениях выступили многие фермеры, приехавшие из 68 регионов России. Они рассказали о жизни в глубинке страны, поделились проблемами, с которыми приходится сталкиваться, обсудили способы их преодоления. Итогом работы съезда стали принятые директивы о роли фермеров в решении стратегических задач продовольственного обеспечения государства и устойчивого развития сельских территорий, деятельности руководящих органов АККОР за последний год, позиции АККОР по актуальным вопросам аграрной политики и развитию семейных фермерских хозяйств.
По материалам газеты «Приманычские степи» (автор - Галина Золотарева)