Объясняя причины произошедшего, одна из женщин пожаловалась, что в их селе детям, что постарше, совершенно нечем заняться. Ладно, малыши – они хотя бы днём проводят время в пришкольном лагере. Но, ведь, 14-16-летние хлопцы вряд ли захотят играть в классики под присмотром воспитателя. Как тут не вспомнить поговорку: «Лучший отдых – это работа!» Наверное, неизбалованные прелестями городской жизни парни охотно бы согласились где-нибудь подзаработать во время летних каникул. Но много ли сейчас возможностей для этого?
Первое, что приходит на ум – обратиться в местное сельхозпредприятие, где летом всегда полно работы.
Однако, оказывается, руководители хозяйств уже не рискуют связываться со школьниками ни при каких обстоятельствах. Например, председатель сельхозартели «Родина» Александр Шевченко объясняет это высокой механизацией производства, предъявляющей повышенные требования к тем, кто там работает:
- Везде что-то крутится, движется… Кто на себя возьмёт ответственность, если что-то с ребёнком случится?
- То, что мы детей перестали приучать к труду, - огромная ошибка, - считает Сергей Меденцев, глава МО села Вознесеновского. - Ведь сейчас по закону подросткам младше 16 лет нельзя работать на производстве! А ведь когда-то сельские мальчишки и девчонки уже в 10-12 лет могли своими руками заработать копеечку. Но главное, они проходили хорошую жизненную школу, многим это помогло в выборе профессии. Уборка урожая, зачастую, сидя в кабине комбайна вместе с отцом, работа на животноводческих фермах, в огородных бригадах – всё это шло только на пользу детям. И, вырастая, они оставались в селе, продолжали семейные трудовые традиции, чего не скажешь о нынешней ситуации…
Вспоминаю свою школьную юность: на весенних каникулах нас отправляли на сакманы. Там мы пасли овец, переносили огромные тюки соломы, грузили силос на телеги, вывозили навоз. Летом, на практике пололи многокилометровые грядки в овощной бригаде, часами склонившись под лучами палящего солнца. Ещё довелось помахать лопатой на току, складывать сырец на дивенском кирпичном заводе на просушку в огромные пирамиды, поработать учеником автослесаря в дивенской сельхозтехнике – вот где потягал тяжести! Тогда это не казалось чем-то невероятным, зато как здорово было получать, порой, приличную зарплату! Сейчас, наверное, моих работодателей в тюрьму бы посадили за издевательство над ребёнком.
Действующий Трудовой кодекс очень уж «опекает» малолетних чад от того, чтобы они не перетрудились. Поэтому, работа – по два-четыре часа в день, ничего тяжелее четырёх килограммов не поднимать, и не дай бог перегрузить психику ребёнка. В статье 63 прямо сказано, что подростков запрещено трудоустраивать «на работу, предполагающую нервно-психические нагрузки (интеллектуальные (!), сенсорные, эмоциональные и монотонные».
С пониманием начинаешь относиться к словам индивидуального предпринимателя, пожелавшего остаться неизвестным:
- Я предпочитаю не брать на работу подростков, поскольку за этим последуют существенные дополнительные хлопоты. Например, начнут приходить различные комиссии, и хотя в моём «хозяйстве» нет никаких нарушений, тем не менее, подобные проверки сильно отвлекают от дел и вносят определённую нервозность. Да и бухгалтерам придётся выполнять дополнительную бумажную работу.
Что же получается, трудовое воспитание кануло в лету?
Оказывается, не совсем. По информации начальника отдела содействия занятости населения Центра занятости населения Апанасенковского района Ольги Зезюкиной, в рамках государственной региональной программы «Развитие сферы труда и занятости населения Ставропольского края» были заключены пять договоров с общеобразовательными учреждениями Апанасенковья, по которым в первом полугодии текущего года осуществляли трудовую деятельность в общей сложности 58 детей. В основном ребята работали в составе школьных экологических и ремонтных звеньев, а двое подростков были оформлены в качестве помощников воспитателей в дивенский детский дом № 6. Как рассказала главный специалист администрации муниципального образования села Дивного Валентина Кузьминова, ещё 30 ребят с разрешения органов опеки и согласия родителей получили возможность по гражданско-правовому договору получать зарплату за наведение порядка в центральной части села. А вот что говорит Виктор Захаров, директор МКОУ СОШ № 8, с. Манычское:
- В составе нашей ученической производственной бригады ребята в возрасте 14 лет и старше наводили на территории школы порядок, занимались прополкой, спасая клумбы и цветники от «зелёного пожара» - сорняков, которых из-за частых и сильных дождей было в изобилии. И хотя зарплаты они получили небольшие (часть средств поступила из Центра занятости, часть выделила школа со счёта УПБ), но они заработаны честным трудом. А это, считаю, очень важно.
Жаль только, что о былой массовости трудового воспитания теперь остаётся только мечтать и надеяться, что государство начнёт проявлять заботу о своих юных гражданах в иных плоскостях, а «право решающего голоса» в обсуждающем вопросе предоставит родителям и их детям. Уверен, многие из них думают также, как Наталья Склярова – мама 14-летнего сына:
- Я хотела бы, чтобы мой сын был занят каким-нибудь делом в летнее время. Он и сам изъявлял желание поработать. К сожалению, мне не известны места, где можно трудоустроить подростка. Поэтому сейчас сын помогает по хозяйству дедушке и бабушке, а раньше выкопал знакомым траншею под канализацию. Заработал немного денег, чему был очень рад!