Наконец, дали. Но «ПАЗик» поездил три недели, то есть сделал три полных рейса, и за всё это время в его салоне не собиралось более двух пассажиров. На том эксперимент и закончился.
Стоит отметить, что вышеупомянутый транспорт находится на балансе МУП ЖКХ Апанасенковского района – хозрасчётной организации, то есть существующей, как подчёркивает её начальник Виталий Нестеров, только за счёт собственных заработанных средств. Все частные микроавтобусы курсируют в основном по междугородным маршрутам, и их владельцы, видимо, не горят желанием участвовать в регулярно объявляемых районной администрацией конкурсах на внутрирайонную перевозку пассажиров. Оно и понятно: компенсация в 80 тысяч рублей при больших в разы затратах никого не прельщает. Но что же с Рагулями? Как-то не верится, что там оказалось меньше желающих воспользоваться услугами общественного транспорта, чем в Белых Копанях и Айгурском. По мнению одного из жителей этого села - Владимира Недосекова, нужно было составить расписание движения автобуса поудобнее для односельчан, в частности, перенести на более поздний срок его время отправления из Дивного. Почему он по пути не заходил в Апанасенковское и Вознесеновское, где, наверняка, тоже нашлись бы желающие уехать? Да и конечную остановку в райцентре следовало сделать не в районе рынка, а возле больницы, куда многим надо. Наконец, зачем пускать такой большой автобус, который тратит уйму бензина – сгодилась бы и «ГАЗель»? А может, люди просто не знали? Может, их плохо проинформировали? Может, надо было дать предварительное сообщение в ту же районную газету, число подписчиков которой в Рагулях составляет под три сотни человек?
Но комментируя обсуждаемую проблему, рагулинцы, с которыми удалось пообщаться, в большинстве своём знали о возобновлении маршрута «Дивное-Рагули-Дивное» благодаря расклеенным в общественных местах объявлениям и общению друг с другом. Вместе с тем многие сошлось во мнении, что люди уже привыкли обходиться без общественного транспорта – просят знакомых подвезти до райцентра или «кооперируются» группами, чтобы оплатить услуги водителей легковых автомашин, которых, как выразилась экономист сельпо Т.В. Симоненко, приходится чуть ли не по две штуки на двор. Вспоминали, как в прошлые годы автобусы тоже ездили практически пустыми. Говорили и о том, что вторник, как день пассажирских перевозок, был выбран неудачно, поскольку в это время в селе работает рынок с заезжими торговцами.
Одним из вариантов решения проблемы называлось открытие маршрута «Рагули-Дивное-Ставрополь». Правда, тут же следовала оговорка, что частные перевозчики вряд ли на это пойдут, поскольку им гораздо выгоднее доставлять пассажиров в краевой центр через Туркменский район. Что они в настоящее время и делают.
Глава поселения И.П. Середа прокомментировал ситуацию так:
- До января позапрошлого года из нашего села автобус следовал в Дивное два раза в день. Держали этот маршрут до последнего – даже, когда в течение последних шести месяцев возить стало практически некого! На этот раз везде расклеили листовки о возобновлении сообщения. Но пассажиры не появились. Предприятие ЖКХ понесло значительные убытки. В итоге – такой результат.
О том же говорил и начальник вышеупомянутого МУП ЖКХ Апанасенковского района В.В. Нестеров:
- По сути, мы и сейчас занимаемся благотворительностью, перевозя людей из Белых Копаней и Айгурского. Да, там пассажиров побольше, но это всё равно далеко не оправдывает наши затраты. То, что путь следования рагулинского автобуса нужно было сделать через сёла Апанасенковское и Вознесеновское, практически ничего бы не дало, поскольку через эти населённые пункты и так проходит в сторону Дивного транзитный пассажирский транспорт. Были бы средства, купили бы более экономичный микроавтобус. Но пока нам передали ещё два таких же десятилетних «ПАЗа», стоявших на балансе у отдела образования. Возможно, они будут работать на маршрутах по селу Дивному, если администрации этого муниципального образования удастся уладить соответствующие финансовые и юридические вопросы (на сегодняшний день жители райцентра вынуждены пользоваться лишь услугами такси, чему, судя по звонкам в редакцию, они совсем не рады – Прим. ред.). Что касается межпоселенческих перевозок, то здесь тоже должно быть принято какое-то решение.
Вот такая складывается картина. Отмечу, что практически все рагулинские респонденты, хоть и говорили о слабой востребованности общественного транспорта, всё же соглашались с тем, что постоянное сообщение их большого села с районным центром должно существовать. Люди понимают, насколько это важно в перспективе.
На мой дилетантский взгляд, ситуация с периферией может развиваться по двум сценариям. Первый – пессимистичный: погоняв ещё некоторое время по «убитым» дорогам, ведущим к Айгурскому и Белым Копаням, автобус, пока он окончательно не развалится, посчитав убытки, которые с наступлением зимы, очевидно, возрастут, МУП ЖКХ вынуждено будет «отойти от дел». А жители этих поселений снова станут добираться в райцентр на перекладных и активнее искать любые пути, чтобы покинуть своё бесперспективное место жительства.
Второй – оптимистичный: властями какого угодно уровня разрабатывается программа развития транспортного сообщения в сельских территориях, откуда-то чудесным образом берутся деньги, и, как в советские времена, от Малой Джалги до Рагулей начинает курсировать транспорт, а эксплуатирующее его предприятие получает адекватную компенсацию понесённых затрат. Вне зависимости от того, сколько пассажиров «на борту». Скажете: «Какие-то несбыточные фантазии»? Но тогда каким образом мы в долгосрочной перспективе сохраним наши сёла?